КУЛЬТУРНЫЙ КОД В КУЛЬТУРНЫЙ ГОД

Пост со страницы губернатора Вадима Шумкова "ВКонтакте" от 5 января 2022 года.

Этот год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Помню, много было разговоров о том, что приоритетом в культурных мероприятиях регионального уровня в нашей области (где почти 93% населения относят себя к русским) в последние два года становится продвижение именно национальной, народной культуры. Кто-то ехидно подсмеивался над этим, воображая себя-то уж точно высококультурным человеком. Или, как было принято говорить в «рукопожатной среде», - гражданином мира. Возможно, вполне возможно…

Разговаривал как-то с близким человеком, обсуждая эксцессы с лезгинкой, которую исполняли в крупных городах парни с Кавказа, мешая при этом нормальному дорожному движению. Он сказал примерно следующее: «Я согласен, что с точки зрения правопорядка и этики это, наверняка, неправильно и недопустимо. Но почему же ваша молодежь ничего не танцует и не исполняет, связанного со своими национальными народными корнями? Не надо на дорогах. В клубах, на танцплощадках, во дворах, на семейных торжествах в конце концов? Ведь, если не считать редкое и чаще всего сугубо «лубочное» воспроизведение «а ля калинка-малинка», это говорит о нравственном здоровье нации через ее единство с питающей корневой системой, соблюдением сформированного тысячелетиями культурного кода».

Нечего было ответить. Мы давно почему-то не удивляемся, что наша молодежь практически поголовно слушает и на плохом английском воспроизводит как свои песни и танцы бывших афроамериканских рабов либо плохо слепленную с западной фаст-фуд культуры русскоязычную кальку, исполняемую, как под копирку, бесконечно возникающими группами и коллективами, считая, что это и есть культура.

Полагаю, никто не будет спорить, что за океаном и в Европе наши национальные песни и танцы с таким масштабом не воспроизводят. Некому.

Многие из нас реально верят, что мы «идеологически, культурно и информационно противостоим клятому западу», в том числе в части определения реальной роли нашей страны во Второй мировой войне. Вполне возможно, что это так. Только при этом более 50% контента наших наиболее массовых телеканалов и транслируемых там передач и художественных фильмов, включая фильмы про войну, либо сняты «там», либо сделаны опять же по «их» шаблонам. «Куча мала» тв-шоу, стендапов, комик-шоу и «якобэ» юмористических передач, где обитает огромное количество молодых людей, тоже считающих, что это и есть культура, сделаны по франшизе «оттуда» под видом юмора бесконечно воспроизводят откровенную пошлость, последовательно навязывая при этом под видом воспитания толерантности и терпимости растущим поколениям откровенно извращенное восприятие сексуальных отношений и терпимость к ним. В бесконечно плодящихся молодежных сериалах, прокручиваемых на этих каналах в прайм-тайм, представители нашей же молодежи изображаются чаще всего в роли ищущих, где выпить или чего бы украсть, никчемных, ничем не занятых, неудачливых придурков, вызывающих надсмешки и жалость. Ну а на любое замечание уставшего от всей этой гнуси нормального человека поднимается бесконечный вой с выпадами и перемешиванием слов о «гомофобии», «цензуры-диктатуры» или «пипл хавает» со стороны всей «прогрессивной общественности».

К чему я… Наша страна ценой колоссальных усилий обрела и продолжает укреплять свой военный и политический суверенитет. Это был реально огромный шаг, за который мы платим до сих пор санкциями, созданием точек напряженности или баклабораторий, собирающих геном нашего населения у наших же границ, разумеется с сугубо гуманитарными целями… либо иными «мелкими пакостями». Но вряд ли национальный суверенитет наш может быть полным без суверенитета в области культуры. Вряд ли наша молодежь, получающая представление о культуре, а также о призвании человека, из подобного контента захочет покорять космос или отдать свою жизнь за такой народ. Вряд ли вообще можно говорить о росте национального самосознания и национального духа у людей, оторванных от корней национальной культуры. При этом, разумеется, каждый имеет право выбирать, какие смотреть фильмы, какие петь песни и исполнять любые танцы. Важно только, чтобы это был реальный выбор. А не заботливо сформированная, зашитая повсеместно в любой телевизионный и информационный контент, квазиреальность, упакованная под видом такого выбора. Прежде всего, потому, что он не наш. И это не вопрос цензуры. И даже не вопрос консерватизма. Это вопрос выживания нации и ее воли к развитию.